Евгений Овсянников: «Как правило, талантливые ребята сидят без работы, а те, кто знает, как работает реклама, зарабатывают»
Модель? Добавь анкету в единую базу модельного букинга. Только коммерческие проекты, качественные съемки, интересная модельная работа.
— Евгений, что повлияло на то, что вы профессионально начали заниматься фотографией?
Изначально я собирался быть дизайнером, а до этого художником. На фотографию повлияла больше всего мама: привила интерес. Я тогда не считал, что это что-то серьезное. Дизайн — это то, что ты создаешь из того, чего нет. А фотография — нажал на кнопочку и все. Потом как-то само пошло, и я понял, что хорошая фотография — это сложно.
— Как долго вы в профессии?
Шесть лет, из них три года работаю профессионально. Первые три года больше раскачка, понимание рынка, жанров, оттачивание своих профессиональных качеств.
— С чего начинали, как формировали свое портфолио?
Постепенно. Изначально были уличные съемки, съемки друзей, знакомых и прочее. На более профессиональную планку я вышел, когда пошел работать в фотостудию «Пять звезд», наш шеф сотрудничал с информационно-развлекательным порталом ночной жизни «Night party» и там я попробовал репортаж, оттачивал все навыки. Была постоянная критика, много казусов, косяков — это то, на чем строишься, на своих ошибках.
— Вы учились где-то?
Нет.
— Не секрет, что для получения хорошей фотографии нужно
найти контакт с человеком, чтобы он чувствовал себя раскрепощенно перед камерой. Как вы этого добиваетесь?
Изначально стараюсь в социальных сетях обозначить свои позиции, понять, чего хочет человек. Это все определяется, когда начинаешь уточнять детали заказа. Относительно этого начинаю выстраивать свою картинку о человеке. Во время съемки первые минут 5-10 идут на налаживание контакта: человек не понимает, как ему позировать, что делать. До съемки я объясняю ему, как надо, какую задачу ставим, как ее можно добиться. Идет знакомство на время.
— Очень многие люди не умеют позировать. Как взаимодействуете с ними, выстраиваете постановочный кадр или стараетесь поймать
наиболее естественное положение?
Зависит от того, какая съемка. Если репортаж, естественно, работаю так, что на меня не обращают внимания: начинаешь улавливать какие-то кадры. В студии больше постановочно. Если человек раскрепощен и расположен к тебе, можно поймать моменты, когда он смеется или дурачится. На креатив сейчас мало кто способен, даже относятся с боязнью. В рекламной фотографии, которой начинаю сейчас заниматься, хочу применять такие методики, где человек может себя водой облить или еще что-то.
— Какая съемка оказалась самой сложной в вашей карьере? Почему?
Я бы не сказал, что съемки вообще бывают сложными. Если так брать, то это была интерьерная съемка: целый месяц снимал все точки детских развлекательных центров Joki Joya. Нужно было отснять сотни квадратных метров: развлекательные зоны, зоны кафе, аниматоров. Было много работы, и я вымотался. Но результат вышел хороший: на сайте сейчас представлены мои работы.
— Вы работали со многими звездами, в этом случае работа над фото более кропотливая?
Я так скажу: со звездами проще всего. Они чаще сталкиваются с камерами, знают, как себя вести и как выглядеть. Это медийные личности, даже если просто снять на телефон, кадр выйдет за счет узнаваемости.
— Продумываете ли вы заранее сценарий фотосессии?
Нет, мы выбираем тематику, а там уже есть какие-то стандартные вещи, которые в процессе можно поменять, подстроить под себя, внести что-то новое. Прихожу, вижу, как человек себя ведет, как с ним общаться и относительно этого начинаю работать. Придумывать что-то заранее — лишняя трата времени.
— Есть постоянные клиенты?
Есть, приходят постепенно. Единственное, в определенный момент ушел в армию и постоянные клиенты исчезли. Последнее время я нарабатываю клиентов.
— Есть ли фотографы или работы, которыми вы вдохновляетесь?
Да, есть. На данный момент, мне нравятся работы Игоря Цаплина и многих свадебных фотографов. Там, действительно, хороший репортаж, хорошая постановка, работа со светом. Репортажные и свадебные фотографии — два направления, в которых фотограф показывает свое мастерство. В студии может снять кто угодно, если ты не умеешь снимать в студии, то ты не умеешь снимать ничего.
— Какой тип съемки нравится вам больше всего? Почему?
Деловой портрет, интерьерная съёмка, предметная и фуд-фотография. Там меньше возни идет: спокойно пришел, снял, тебя никто не трогает. На свадьбу приходишь, как пчелка рабочая весь день бегаешь и просто выматываешься. Следующий день вычеркивается из жизни, ты отдыхаешь и не можешь прийти в себя, как физически, так и морально. Я люблю спокойную работу.
— Занимаетесь ли вы чем-то помимо фотографии?
По высшему образованию я художник-аниматор компьютерной графики и раньше занимался дизайном. Думал, что можно распыляться. Но лучше заниматься одним делом.
— Времени не хватает?
И времени, и, как правило, дизайн и анимация — неблагодарная работа в России.
— Как удалось раскрутиться до такого уровня: самостоятельно или с чьей-то помощью?
Я еще, по сути, не раскрутился. Может, есть какая-то узнаваемость, но я над этим вообще не работал. Люди, которые ко мне обращаются, делают это только потому, что я умею хорошо и качественно. Многие фотографы сейчас занимаются активной рекламой, навязывают свои услуги и доходит до того, что завышают цену. Я так не люблю, у меня есть совесть.
— В эпоху соцсетей фотографии живется нелегко. Каждый второй — фотограф: снимает на смартфон, постит в инстаграм, собирает лайки. Кто такой фотограф сейчас? Что делает фотографа фотографом?
Современная реальность такова, что фотографом является тот, кто умеет себя продвигать и заявлять о себе. Россия отстает от всего мира на несколько десятилетий. Есть люди, которые живут между Россией и заграницей, у них еще что-то получается. Российский рынок фотографии отстает. Если ты умеешь себя продавать, рекламировать, делать контент, то ты фотограф. Как правило, 50% — то, что умеешь и 50% — то, как ты взаимодействуешь с клиентом. Запоминаемся мы не совсем работами, а тем, как общаемся с людьми.
— Вы снимаете на смартфон?
Нет. Считаю, что это даже не фотография, а замер того, как ты умеешь пользоваться приложениями. Мобильная фотография никогда не переплюнет обычную: программное обеспечение не позволит. У телефонов широкоугольная камера, у фотоаппарата идет разноплановость за счет того, что там стоит несколько линз.
— Какой набор фототехники у вас обычно с собой на съемке? Чем обусловлен такой выбор?
Либо иду на полном «легке», как правило с объективом 24-70 — самым универсальным, на который можно многое снять. Он один заменяет 3 объектива. Либо же, на съемки для журналов, например, «Собака.ру» забираю все оборудование и мчу в полном обмундировании.
— Можно ли работать на улице в дождь? Есть ли какие-то специфические приемы съемки, которые позволяют получить хорошие фотографии?
Можно, но всегда будете прятаться под козырьком. С таким же успехом можно взять зонтик, кого-нибудь, кто будет лить сверху воду и эффект останется неизменным.
— Какие у вас требования к себе как к фотографу?
Привносить что-то новое, но к этому трудно прийти, когда ты работаешь постоянно, входишь в определенный темп. Я думаю, что уйду в творчество тогда, когда у меня будет все необходимое для съемок. Сейчас постоянно трачусь на закупку нового света, оборудования. Когда это все появится, буду заниматься своими проектами. А пока просто грамотно делаю то, что от меня требуется.
— С кем из моделей хотели бы поработать?
Если брать моделей, хотелось бы поработать с мужчинами европейского типажа: старыми, морщинистыми, брутальными, которые очень стильно выглядят. Это то, что мы видим на обложках зарубежных журналов. У нас такое редко встречается.
— Что наиболее интересно зрителю, на что сейчас хочет смотреть человек? Какие ваши снимки особенно замечают люди?
Как правило, это снимки с девушками. Какие-то частные съемки, деловые портреты или съемки медийных личностей. А так, тенденция показывает, что людям интереснее смотреть фотографии природы, кошечек и собачек. Фотографии природы, красивых пейзажей людям больше нравятся потому, что для них это маленькое окошечко, в которое они бы хотели попасть, но пока не могут. Тут на это можно посмотреть, тем более снято очень красиво.
— У вас есть свой фотопроект?
Нет, в дальнейшем, надеюсь, появится.
— Из чего состоит свадебная фотосессия? Есть ли список «обязательных» кадров, обговариваете ли вы заранее какие фотографии хотят получить молодожены?
Списка обязательных кадров нет, есть сюжет. Я снимаю свадьбу в формате репортажа, нужно работать быстро и четко знать, что нужно делать. Любой репортаж у меня строится как сюжет фильма или книги: вступление, развитие, кульминация и завершение. Если не прослеживается логическая цепочка, у вас не будет грамотной съемки. С клиентом, конечно, все обсуждается заранее.
— Как заказчику определить «стоит» ли фотограф запрашиваемых денег?
Никак. Если человек в этом не разбирается, его легко обмануть. Все упирается во вкус: если ты понравился клиенту, он за тебя заплатит. А если он еще знает, что у тебя есть имя и любой другой фотограф не даст желаемого результата, они, естественно заплатят. Как правило, талантливые ребята сидят без работы, а те, кто знает, как работает реклама, зарабатывают.
Источник: