23, Ноя, 2024

Телевизор – «бесплатная няня» или угроза развитию ребёнка?

Телевизор есть в каждом доме. А у большинства есть ещё и его аналог – компьютер или планшет, с которого можно зайти на сайт YouTube и смотреть что угодно и когда угодно. Многие родители привыкли включать ребёнку мультики: это и награда за хорошее поведение, и возможность спокойно заняться своими взрослыми делами, и способ отвлечь капризного малыша в очереди или в поездке. Однако бесконтрольный просмотр телепрограмм или мультфильмов из интернета может негативно повлиять на развитие ребёнка. Значит ли это, что телевизор нужно выбросить? «ЛегкоПолезно» поможет разобраться.

Ребёнок перед экраном

В любом мультфильме или кинофильме экранное время ограничено, поэтому создатели стараются сделать каждую минуту максимально насыщенной событиями. У современных мультипликаторов действуют ещё и соображения конкуренции: их произведение должно быть ярче, необычнее и увлекательнее, чем у коллег по цеху. В результате «экранная жизнь» получается намного более пёстрой и полной действия, чем жизнь реальная. Это и одна из причин, по которой мы так любим мультики и кино, и одновременно опасность для формирующейся личности. Если ребёнок с малых лет постоянно находится в этой перенасыщенной информационной среде, то у него пропадает вкус к обычной жизни, к простым играм и прогулкам, к познанию мира. Согласитесь, никакая книжка, даже с самыми красивыми картинками, не сможет конкурировать по зрелищности с мультфильмом. Да и в простом общении со сверстниками или родителями не будет столько шуток, чудес и невероятных происшествий, как на экране.

Если погружаться в мир мультипликации изредка, не каждый день, то привычка не сформируется, и малыш будет по-прежнему интересоваться реальностью больше, чем событиями на экране. Если же мультфильмы стали постоянными спутниками ребёнка, то очень скоро вы увидите, что без «фона» он уже не желает ничего делать, и любовь к мультгероям превратилась в настоящую зависимость, оттеснив на второй план другие занятия.

Ещё один недостаток мультфильмов по сравнению с книгами или игрушками – они дают ребёнку готовую историю, которую не надо додумывать или менять. Маленький зритель является пассивным участником происходящего, его роль – молча сидеть и воспринимать. Совсем другое дело – книга, картина или игра. Здесь открывается огромный простор для фантазии. Ребёнок «досоздаёт» мир, представляя голоса героев, детали обстановки, воображая себя на месте главного персонажа. В этот момент идёт активное развитие мозга, формируются связи между предметами и явлениями, создаётся основа нравственных убеждений растущего человека.

Также важно понимать, что мультфильмы закладывают привычку получать стимуляцию сразу нескольких органов чувств. Просто читать или просто слушать становится неинтересно. Не потому ли так много молодых людей не расстаются с наушниками, а если происходящее требует слухового внимания (разговор, лекция), то моментально достают смартфон и начинают листать новости и картинки?

Почему экран завоевал сердца наших детей?

Большинство вредных привычек – родом из детства. Но если первую сигарету ребёнку протягивает точно не мама, да и первое нехорошее слово он тоже слышит не из маминых уст, если растёт в благополучной семье, – то первый мультфильм ребёнку включает именно мама. И делает она это из лучших побуждений. Мультик, особенно «развивающий», – это полезно. Да и несколько свободных минут не помешают: пока чадо заворожённо смотрит на экран, можно быстренько приготовить обед, прибрать в квартире, прилечь ненадолго. Если малыш не желает есть, то и тут на выручку приходит телевизор или планшет: маленький привереда будет послушно открывать рот и глотать что угодно, пока его внимание приковано к происходящему на экране.

Когда дети становятся постарше, то телевизор продолжает быть «бесплатной няней». Пришли в гости друзья со своими детьми? Как приятно посидеть на кухне за душевной беседой, пока малышня смотрит мультик в детской! Ребёнок балуется? «Не дам планшет!» Получается, что мультики – это и развлечение, и педагогический инструмент. Здорово же?

Но постепенно телевизор из решения проблемы превращается в новую проблему. Нежелание учиться, отсутствие интереса к играм и прогулкам, неумение концентрироваться на чём-то больше 5-10 минут – вот лишь некоторые из последствий «телевизионного» воспитания. Дальше – больше. Если ребёнок с детства привык получать успокоение, развлечение, поддержку и новую информацию с экрана, а не от родителей, то и в дальнейшем он будет искать всё это в мире телевидения и интернета. И вот тогда мы уже получаем трудного подростка, который хлопает дверью перед носом у мамы с папой и не желает принимать их авторитет.

Получается, что в раннем детстве, когда ребёнок каждую минуту жаждет нашего внимания и готов проводить с нами всё своё время, мы подсовываем ему экран. А потом сами удивляемся, почему вдруг он, уже подросший, не хочет с нами общаться, предпочитая посидеть в планшете или смартфоне.

Как сделать телевизор другом, а не врагом

Значит ли это, что все проблемы современных подростков – от телевизора? Нет. Означает ли это, что надо перерезать интернет-кабель и выбросить телеантенну? Тоже нет. Было бы жестоко лишить ребёнка знакомства с Ёжиком в тумане, почтальоном Печкиным, Винни-пухом, Леопольдом и другими персонажами из золотого фонда советской мультипликации. Да и старые добрые шедевры Диснея тоже достойны того, чтобы посмотреть их по разочку. Однако стоит пересмотреть своё отношение к мультикам и вернуть их на положенное им место – место одного из очень и очень многих занятий, которыми полны детские годы. Вот несколько советов, как соблюдать золотую середину.

Не используйте мультики как награду, а их лишение – как наказание. Тем самым вы придаёте им дополнительную значимость.
Не включайте мультики как фон во время кормления, засыпания и других режимных моментов.
Если вам нужно сделать домашние дела, делайте их вместе с ребёнком, а не сажайте его с планшетом. Привлеките малыша к помощи по хозяйству. Да, это долго и неэффективно с точки зрения продуктивности, зато намного полезнее.
Не запрещайте мультики совсем. Запретный плод сладок, и со временем ребёнок всё равно найдёт способ «дорваться» до экрана – например, в школе, где у первоклассников уже есть смартфоны.
Тщательно выбирайте программу для просмотра. Далеко не все передачи и ролики на YouTube полезны и безопасны.
Подавайте хороший пример. Если родители весь вечер проводят перед экраном или в своих смартфонах, то и дети будут делать так же.
Уделите ребёнку внимание. В большинстве случаев мультик становится способом занять ребёнка, когда он требует внимания мамы или папы. Не протягивайте гаджет – лучше отложите дела и поиграйте с малышом, почитайте ему, посчитайте вместе машины за окном, вспомните стихи и пословицы, позадавайте друг другу загадки. В любой момент и в любой обстановке можно придумать занятие, даже если у вас под рукой лишь листок бумаги, а то и совсем ничего. Но главный секрет – чтобы в игру был вовлечён и сам взрослый.

Невозможно представить нашу жизнь без новостей, развлекательных передач, концертов, мультфильмов, кино. Однако экран – лишь один из многих источников информации, и далеко не самый полезный и достоверный. Не поддавайтесь искушению превратить телевизор или планшет в «няню» для ребёнка или в заменитель вашего общения, иначе вы рискуете навредить своим отношениям с сыном или дочерью. Для гармоничного развития ребёнка в его детстве должны быть самые разные занятия, развлечения и дела, а не только телепрограммы и видеоролики.

Автор: Ксения Медведицкова

Источник: legkopolezno.ru