Любого родителя интересует, как у его ребёнка дела в школе, какие он получил оценки. Но дети не всегда спешат делиться новостями о своей жизни. Вопрос «Как дела в школе?» воспринимается ими как вторжение в частную жизнь и напоминает об уроках, которые на сегодня наконец-то закончились. Но если проявить фантазию, всегда можно задать вопрос так, что на него захочется ответить. Вот несколько вариантов.
Что для тебя самое хорошее из того, что сегодня случилось в школе?
На этот вопрос нельзя ответить односложно. Ребёнку придется рассказать вам как минимум одну историю, а в процессе выяснится, что, скорее всего, таких историй несколько. Они могут касаться чего угодно: полученной хорошей оценки или радости от встречи с другом. Возможно, дети всего лишь покормили щенка за школой, и это дало им заряд позитивных эмоций. Главное – просто выслушать рассказ, а не пытаться оценить события со своей точки зрения.
Если бы инопланетяне пришли к вам в класс и забрали одного человека, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
Вопрос, направленный на прояснение взаимоотношений ребёнка с его одноклассниками. Даже если школьник назовет всего одну конкретную фамилию, последует следующий логичный вопрос: «Почему?». И здесь может проявиться увлекательная история о хитросплетениях характеров в детском коллективе. Станет ясно, кого ребёнок опасается и кого хотел бы обходить стороной.
Если бы твоя учительница пришла к нам в гости, что бы она рассказала нам о тебе?
Вопрос требует доверительных отношений между детьми и родителями. Ведь речь идет не о том, чтобы разузнать о проступках. Это хороший шанс научиться смотреть на себя со стороны и давать оценку своим поступкам. Заодно могут выявиться проблемы с самооценкой, если школьник начнёт характеризовать себя исключительно с отрицательной стороны.
Помог ли ты сегодня кому-то из одноклассников?
Находиться в коллективе и быть независимым от него – задача невыполнимая, и дети усваивают это быстро. Они легко заводят дружбу и выручают друг друга в сложных для них ситуациях. Каких именно – пусть школьник расскажет сам. Возможно, он одолжил кому-то шариковую ручку, дал списать домашнее задание или заступился за приятеля при ссоре с другими детьми.
А помог ли тебе кто-нибудь?
Умение просить о помощи – один из важных социальных навыков. Вопрос покажет, умеет ли ребёнок находить подход к одноклассникам, насколько развита его коммуникативность, считает ли он приемлемым просить помощи у других людей или полагает, что со всеми сложностями нужно бороться самостоятельно. Также станет ясно, что даётся школьнику легче – оказывать другим поддержку или принимать ее самому.
С кем бы ты хотел сидеть за одной партой, а с кем – совершенно точно нет?
И снова вопрос об отношениях. Садиться на занятиях в произвольном порядке – привилегия студентов. В школе, как правило, такие вопросы решает классный руководитель, и не всегда ребёнку достаётся сосед, который его полностью устраивает. Было бы неплохо выяснить, почему.
Чему тебе бы хотелось уделять меньше внимания в школе?
Ответы могут быть самыми неожиданными. Возможно, ребёнок расскажет совершенно не о сокращении времени занятий. Дети умеют смотреть на многие вещи свежей точкой зрения, и этим они способны удивить взрослых.
О чём ещё ты бы хотел узнать от своего учителя?
У детей и преподавателей нередко складываются доверительные отношения, особенно это касается школьников младших классов. Ребёнок может доверить учителю и личный секрет, например, о своих симпатиях к противоположному полу. Поэтому будет интересно и показательно узнать, в каких областях преподаватель пользуется авторитетом.
В каком месте в школе ты ощущаешь себя в безопасности?
Стеснительность свойственна многим детям. Находясь среди сверстников на уроке, они иногда могут чувствовать себя некомфортно. Но тогда в каком месте ребёнок будет чувствовать себя хорошо? Может быть это буфет, или уголок с живыми растениями, или спортзал, или библиотека?
Кто из твоих одноклассников лучше остальных умеет смешить окружающих?
Дети любят посмеяться и ценят ребят, обладающих понятным для них чувством юмора. Такой вопрос поможет лучше понять внутренний мир ребёнка – какие вещи вызывают его улыбку, что он считает смешным, а что – не очень.
Чтобы контакт между взрослыми и детьми стал еще крепче, родителям стоит освоить навыки активного слушания. Это означает поддерживать при разговоре зрительный контакт, задавать уточняющие вопросы, ни в коем случае не перебивать. Очень важно выделять на доверительное, открытое общение с ребёнком хотя бы 30 минут в день, и пусть это время полностью и безраздельно принадлежит ему.
Автор: Елизавета Клокова
Источник: